• Главная
  • "Музыкальная" поэзия
  • Китайская поэзия
  • Музыкальное искусство
  • Этническая музыка
  • Архив статей
  • Обратная связь
  • Контакты

    Реклама на сайте:


    В курсе последних событий
    Качайте свои права

  • "Музыкальная" поэзия

    В качестве литературного жанра, лирика от музыки фактически отошла, однако тесная связь музыки с поэзией никуда не исчезла. Эта связь воплощена, прежде всего, в песне, сыгравшей важную роль в европейской истории искусств. Можно указать на песни бродячих трубадуров средневековья, напомнить о положенных на музыку псалмах Давида, о русских бардах 60-х и 70-х годов прошлого века, таких как Окуджава и Высоцкий, или взять для примера современную поп-музыку.

    В европейской истории музыки немало композиторов, вдохновлявшихся литературой. Из литературных произведений родились бесчисленные оперы, включая такие известнейшие из русских, как "Евгений Онегин" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Война и мир" Прокофьева. В девятнадцатом веке - наряду с оперой - обрела свою особую популярность песня, называемая по-русски романсом: стихотворение, положенное на музыку. Благодаря романсу, обрели известность такие немецкие композиторы, как Шуберт, Шуман и Вольф. В России это были: Глинка, Мусоргский и Римский-Корсаков, создавшие романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева и других. Традиция продолжилась и в двадцатом веке, где, среди прочих следует назвать Прокофьева, написавшего песни на стихи Ахматовой, и Шостаковича, положившего на музыку поэзию Пушкина, Блока и Цветаевой.

    Изучая историю песни или романса, мы должны будем с некоторым удивлением констатировать, что для своих музыкальных сочинений композиторы избирают, как правило, уже существующие поэтические тексты. В отличие от шансонье, бардов и поп-певцов, которые, чаще всего, сами пишут как текст, так и музыку своих песен, композиторы, сочиняющие романсы, ограничиваются только написанием музыки. Стихов, написанных композиторами, практически нет, еще меньше стихов, написанных композиторами и положенных на музыку. Поэтов, пишущих музыку для своих стихов, без дальнейшего авторского исполнения, или пишущих собственно музыку, - почти не бывает. Что весьма удивительно, учитывая родство между поэзией и музыкой. Если уж у поэтов и писателей и обнаруживается второй талант, то он выражается скорее в визуальной области, чем в области музыки - вспомним хотя бы Маяковского и других поэтов русского авангарда.

    Именно такую, редчайшую, комбинацию музыкальной и литературной одаренности мы встречаем у литовского композитора и поэта Константина Галковского. Галковский родился в 1875 году в тогда еще польском городке Вильно (Вильнюс). Он учился в Виленской гимназии, а в 1908 году окончил Петербургскую Консерваторию. Одним из тамошних его учителей был Римский-Корсаков, а одним из сокурсников - Рахманинов. Сдав выпускной экзамен в Консерватории, - дипломной работой стала опера по мотивам пушкинского стихотворения "Цыганы" - Галковский вернулся в Вильно, заняв со временем видное место в музыкальном мире родного города. В 1910 он создал симфонический оркестр, а в конце Первой мировой войны Галковский открыл собственную музыкальную школу. Меж двумя войнами он преподавал музыку в гимназиях Литвы и Белоруссии; устраивал многочисленные концерты, регулярно публиковался в русскоязычной прессе Литвы, и писал, наряду с музыкальными произведениями, среди которых довольно много церковной музыки, стихотворения. Некоторые из своих стихов он перекладывал на музыку. После Второй Мировой войны его имя было изменено на литовский манер: он стал Константинасом Галкаускасом. В 1947 году он получил статус профессора в Вильнюсской консерватории, а в 1955 году ему было присвоено звание "народного артиста Литовской ССР". Умер Константин Галковский в 1963 году, дожив до глубоких седин.

    В настоящей статье я рассмотрю несколько "музыкальных" стихов Галковского, то есть стихов, посвященных музыке. В 1931 году, в одной из статей в журнале "Утес" (№ 1, ноябрь), сообщалось, что Галковский написал своего рода историю музыки в стихах: цикл "Великие композиторы", состоящий из 38 стихотворений. Всех стихотворений найти мне пока не удалось, однако, благодаря интернету, несколько стихов обнаружилось. В этой статье рассмотрены шесть из них, опубликованных 12 апреля 1931 года в "Нашем времени" под заголовком "Галерея русских композиторов". Стихи посвящены шестерым русским композиторам, это - Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин и Игорь Федорович Стравинский. В названиях всех стихотворений указаны имена композиторов и их даты, за исключением последнего, посвященного Стравинскому, которое называется "После Скрябина", создается впечатление, будто Галковский хотел ограничиться девятнадцатым веком.



    © 2018 rosmol.ru