• Главная
  • "Музыкальная" поэзия
  • Китайская поэзия
  • Музыкальное искусство
  • Этническая музыка
  • Архив статей
  • Обратная связь
  • Контакты

    Реклама на сайте:


    Мировые новости
    Полезные вещи: трезвый взгляд

  • Китайская поэзия

    Характерная черта китайской литературы — строгая преемственность развития, сила традиции. Эта особенность предопределялась системой литературного образования в стране, требовавшей обязательного знания важнейших литературных памятников прошлого.

    Китайская классическая литература одухотворена высокими идеями патриотизма, народности, гуманизма. Эти прекрасные традиции соблюдаются современными писателями Китая, опирающимися на опыт своих славных предшественников. Известный китайский литературовед Чжоу Ян отмечает, что современная китайская литература должна унаследовать замечательные традиции древней китайской литературы, показывающей борьбу и раскрывающей характер участников этом борьбы. Новая литература, литература социалистического реализма, сможет стать подлинно народной лишь в том случае, если будет критически впитывать замечательные традиции национального классического наследия.

    Китайское классическое литературоведение делило все произведения литературы на прозаические (вэнь) и поэтические (ши). Прозаические произведения в свою очередь различались в зависимости от стилей прозы, среди которых в различные исторические периоды получили развитие стиль «саньвэнь», «пяньвэнь», «юньвэнь» и, наконец, «байхуавэнь».

    Стиль «пяньвэнь» представлял собой разновидность ритмической прозы, основанной на параллельности предложений.

    Стиль «юньвэнь» рассматривался в классическом китайском литературоведении как ритмическая проза, однако фактически это была уже поэзия, и произведения в этом стиле по своей природе являлись стихотворными.

    В середине IV века до н. э. в царстве Чу, на юге Китая, рождается литература, получившая название «чуцы» («чуские строфы»), — поэтический жанр относительно свободной формы, берущий свое начало в устном народном творчестве. Крупнейший представитель этого жанра — Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.). Стиль «пяньвэнь» получает наибольшее развитие в эпоху Южных и Северных династий (IV— VI вв.), когда написанные в этом стиле произведения, лирические и описательные, преимущественно короткие, отличались особым совершенством.

    К этому периоду относится развитие нового поэтического жанра «цы» — стихов песенного типа, в основе которых лежат народные мелодии. Оригинальные рукописные памятники этой эпохи открыты при раскопках знаменитых «Пещер тысячи будд» в местности Дуньхуан (провинция Гань-су). Во многих из найденных здесь безымянных народных песен, исполнявшихся под аккомпанемент и получивших повсеместное распространение, главенствуют темы воинской службы в пограничных районах, мотивы печали и тоски жен по ушедшим в поход мужьям. Любовь, разлука, женская доля — главные темы произведений знаменитых мастеров песенной поэзии жанра «цы» —Вэнь Тин-юня (818—872) и Вэй Чжуана (851—910). Песенная поэзия получает дальнейшее развитие в творчестве крупного поэта Ли Юя (937—978). Стихи жанра «цы» в период конца династии Тан и Пяти династий (907—960) были в то же время и песнями, они писались на определенную мелодию.

    Во времена династии Сун (960—1279) в жанре «цы» пишут по преимуществу литераторы, ориентировавшиеся на книжную классическую литературу; произведения в жанре «цы» теряют свой песенный характер и превращаются в чисто литературный, книжный жанр.

    Объединение Китая под эгидой Сунской династии привело страну к временному миру. XI век явился периодом нового подъема китайской литературы. Особенного развития достигает в Сунский период поэзия жанра «цы». В истории китайской литературы сунские стихи «цы» славятся наравне с танскими стихами «ши». Появляется плеяда крупных писателей, среди которых ведущее место принадлежит Оуян Сю (1007—1072), по мастерству своей ритмической прозы и поэзии в жанре «цы» стоящему в одном ряду с лучшими писателями Танской эпохи.



    © 2018 rosmol.ru